Первый класс не за горами… и как
сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами
усилий.
«Почему сегодня
Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс!..».
Эти строки из стихотворения А. Барто хорошо известны всем нам. Как встретится
ребенок со школой, во многом будет зависеть от нас с вами. Первый класс -
серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей. Здесь закладывается
фундамент будущих успехов на всем школьном пути.
На что же нам с вами обратить внимание прежде всего?
1.
Воспитание самостоятельности.
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок?
Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении
действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие
вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы,
элементов творчества. Самостоятельный ребенок- это прежде всего ребенок,
который чувствует себя уверенно.
Вся ситуация школьного обучения (новые
требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности,
отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка
сформировались основы самостоятельности, организованности.
Опыт показывает, что первоклассник, у которого не
развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические
перегрузки. Привычка к постоянной опеке взрослого, сложившаяся у такого ребенка
в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его
беспомощным при выполнении заданий. Стремление взрослого, даже из самых лучших
побуждений, постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее
создают серьезные трудности для его обучения.
Адаптация к школе таких детей значительно
затягивается.
2.
Воспитание психологической готовности к школе.
Чтобы
ребенок хорошо адаптировался к школе, успешно учился, он должен они
обеспечивают готовность и способность ребенка заниматься учебной деятельностью,
сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога.
Один
из главных показателей такой готовности - организация деятельности или умение
произвольно управлять собой, т.е. волевая
готовность к школе. К моменту поступления ребенка в школу происходит
формирование основных элементов волевого действия — умение поставить цель,
принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих
действий.
Важным показателем готовности к школе является
интеллектуальная готовность. Сегодня
интеллектуальная готовность понимается как достаточный уровень развития высших
психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи. Социальная готовность предполагает
сформирование у ребенка таких качеств,
которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и
сверстников. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое
внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое
внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения
живет ребенок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение
своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают
его поведение.
Таким
образом, психологическая готовность к
школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития
ребенка:
• волевая готовность;
• интеллектуальная
готовность;
• социальная
готовность.
Успехов Вам и вашим детям!
|