Как же сделать детей счастливыми? А.С. Макаренко писал: «Лишь у
счастливых родителей вырастают счастливые дети. Воспитание неизбежно перестает
быть воспитывающим, если уничтожает удовольствие, как у наставников, так и у
питомцев».
Общение с детьми - занятие радостное и
необходимое. В этом и есть подлинное счастье человеческого общения, счастья
каждого ребенка! Эти прекрасные минуты детства - основа формирования
гармонической личности. Человека воспитывает вся жизнь, начиная с семьи. Многое
зависит от самого человека. Ценность личности как раз и состоит в том, что личность потому и
личность, что утверждает нравственные начала, независимо от условий, проявляет
себя по-граждански в любой среде. Ребенок сам творит себя. И задача взрослых
состоит в том, чтобы помочь ему в полную меру развить свои способности. Процесс
становления детской души тонок и требует определенной гибкости со стороны
воспитателей. Особенно если дело касается чувств ребенка, его личных
привязанностей. В воспитании нельзя пренебрегать никакими малостями. «Мелочей в
воспитательной работе не бывает и быть не может, - отметил К.Д. Ушинский. -
Ведь здесь речь идет об одном из самых сложных и ответственных дел - о
формировании человеческих душ и характеров, о закалке сердец и умов строителей
будущего!»
Сила любви к человеку особым светом освещает
подлинно счастливое воспитание, мы имеем в виду и любовь к детям, и непременно
ответное их чувство. Их способность сделать нас счастливыми. Их готовность
получить наслаждение от принесения радости другим; родным, близким, товарищам,
обществу. Труд, нравственно-гражданский поступок во имя Родины, коллектива,
семьи, товарищей. Чем ярче жизнь воспитанника, чем больше позитивных эмоций,
тем полноценнее и здоровее воспитание. Детство является особым психическим
состоянием, в котором чувства и разум слиты: постоянные открытия, неуемная
энергия, готовность переносить трудности. Решения приходят мгновенно, открытия
совершаются на каждом шагу. Становление личности напоминает в чем-то полет
птицы в весеннюю пору: вроде знает куда летит, а вроде бы и нет - то, набрав
высоту, камнем падает вниз, то стремительно уносится под облака. Удивительная
концентрация радости, нескованной силы, энергии!
Если мы хотим приблизиться к ребенку и
приобщить его к полезным делам, нужно сбросить с себя «взрослость», чтобы не
испугать, не оттолкнуть ребенка.
Порой мы забываем свое детство, свою юность и потому
не понимаем детей. А они перестают понимать нас. Нашим взрослеющим детям нужна
не столько опека, сколько дружеский совет, умное руководство, им нужна духовная
поддержка. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого самим надо быть на
высоте. Надо быть интересным для своих детей. И пусть наша помощь детям и
советы не будут навязчивы.
Всю жизнь мы воспитываем наших детей, а они
воспитывают нас. Вернее, мы сами себя воспитываем под влиянием наших детей.
Чтобы оставаться им нужными всегда: когда они, став взрослыми, будут находить у
нас понимание, мудрость, духовную близость.
Источник: http://И.С. Кон «Ребёнок и общество». М., 1988 г. |